Как приручить свою память?

06.04.2022

Я часто слышу от учеников: забыл, не помню, память плохая.

Память - основа познавательной деятельности, основа любого обучения.

Почему же нам иногда сложно запоминать? Что с этим делать?

Современная когнитивная наука полагает, что люди мыслят радиально, те «по кругу». Единицы памяти- нервные клетки тянут множество «ручек» в разные стороны и связываются ассоциативной связью с другими клетками, создавая сеть , вроде базы данных.

Так мы познаём и учимся, создавая ассоциации.

Если процесс запоминания проходит тяжело, это может говорить о недостатке ассоциаций, разрозненности знаний.

Как это исправить, как помочь памяти функционировать лучше?

Значительная часть успеха в освоении иностранного языка основана на запоминании большого количества слов и грамматических структур. Поэтому так важно создать максимальное количество ассоциаций при введении, отработке и использовании новых слов и структур на уроках иностранного языка и дома.

Если подавать информацию многоканально, можно значительно ускорить и упрочить запоминание.

1. Одним из главных критериев успешного запоминания является необычность и уникальность.

Информация, вызывающая эмоциональный отклик у ученика, то что ему важно, смешно, противно запоминается непроизвольно, т.е. без сознательных усилий.

Поэтому важно предлагать современные учебные материалы, необычных главных героев курса, способных увлечь, соответствующую возрасту тематику, неординарные форматы заданий, качественную печать, привлекательное визуальное оформление.

Также педагог может придать эмоциональную окраску любому традиционному заданию, лишь слегка изменив формулировку.

2. При знакомстве с новыми словами и выражениями важную роль играет первое появление, т.е. как конструкция была впервые представлена. Хорошо когда мы не просто называем слова и, например, смотрим картинки, а можем достать предмет из мешка, ощупать, найти в комнате, если это что-то вещественное. Здесь нам в помощь средства Монтессори методики.

В классной комнате или на уроке онлайн- выгодно представлять новые конструкции через игры, интерактивные постеры, квесты где можно прочитать, послушать, посмотреть видео и фото и так добыть знание.

3.Также в памяти откладывается последнее появление, поэтому в итоге изучения важно выполнить какое-то действие, проект, решить проблему при помощи новых знаний. Это укрепит изученный материал в памяти и мотивирует, так как становится ясно для чего изученное можно использоваться в жизни.

4. Ещё одними критерием успешного запоминания является ассоциация по месту, контекст. При презентации и отработке языковых единиц мы всегда должны использовать их в контексте, запоминать выражения взятые из коммуникативной ситуации, а также моделировать такие ситуации искусственно для тренировки, н.р. при помощи ролевых игр.

5. Запоминать новое помогают также специальные мнемотехники, с помощью которых можно создать н.р. ассоциации по органам чувств. Они способствуют развитию различных видов памяти н.р. зрительной, слуховой, вербальной, моторной и и.д.

Традиционно мы проговариваем/ поем, прослушиваем, читаем и записываем или зарисовываем чтобы запомнить. Помимо этого полезно создавать двигательные ассоциации, т.е. выполнять движения для лучшего запоминания. В помощь учителю иностранных языков лепка, пальчиковые игры, нейропсихологические упражнения, подвижные игры, танцы.

Успешно используется также метод фонетических ассоциаций с русским эквивалентом, метод рифмизации и акронимы.

Также хорошими инструментами меморизации и развития памяти и мышления в целом я считаю ментальные карты, карточки и стикеры.

Мне также очень импонируют мнемотаблицы, с помощью которых я зарисовываю тексты. Так я, например, учу стихотворения со своими детьми.

6. Так как память человека зреет постепенно и в ранние годы жизни работает в основном кратковременная память, важно повторять с детьми небольшое количество слов и конструкций многократно.

Со взрослыми и детьми школьного возраста важно использовать метод 5 повторений фон Ресторфа, который позволяет перевести заученную информацию в долговременную память. Информация повторяется сразу после заучивания, на следующий день, через неделю, через месяц и через три-шесть месяцев. Эти принципы возможно полноценно реализовать на курсе с преподавателем, где ученики занимаются дважды в неделю, выполняют своевременно домашнее задание, проходят тестирование после каждой темы, полугодия и годового курса.

7. Замедлить процесс забывания информации помогает заучивание небольшими порциями. Поэтому очень важно при обучении иностранным языкам создавать медленную прогрессию, т.е. учить постепенно, не спеша.

Большинство способов меморизации сложно реализовать в школе, где мало времени и много учеников, но вполне можно реализовать дома с мамой, на частных уроках с репетитором.